Форум сайта "Бакалибрики"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум сайта "Бакалибрики" » Основной форум » Заочный семинар по ТРИЗ-педагогике


Заочный семинар по ТРИЗ-педагогике

Сообщений 31 страница 60 из 126

31

Сначала меня очень заинтересовала методика Домана. Но потом, чуть более вникнув, я отказалась использовать ее.
Я считаю, что показывая карточки ребенку, не научишь его читать. Т.е. ребенок запоминает просто символы, а когда уже может говорить, просто проговаривает то, что слышал от родителя, когда видел тот или иной "символ". И потом, обязательное условие на карточке - это отсутствие лишнего. Но ведь в жизни так не бывает. Не может крыша быть без дома, или глаз сам по себе.
Как посмотрела на темы существующих презентаций по Доману, получается мы навязываем ребенку многие слова, изображения разных предметов. достопримечательностей и т.д. Получается не соответствует целесообразности, мы не можем знать, пригодится ли ребенку то или иное "знание", которое мы пытаемся дать ребенку. На примере, найденных презентаций:
знание всех городов мира (если он только не собирается стать географом, хотя и ему не думаю, что нужна эта инфа, и опять же, мы не можем знать, какую профессию выберет наш ребенок),
название всех внутренних органов человека (если не собирается стать врачом, хотя и здесь есть свои нюансы)
и т.д.
Насчет полноты не уверена, правильно ли я поняла. что это такое. Думаю, не соответствует также. Я это понимаю так. Например, видим глаз на картинке, появляются вопросы у ребенка, что это, где бывает, и т.д. Я не понимаю, как можно объяснить это.  По мне, проще показать это не отдельно, а на лице человека или морде у зверя, пусть даже и на фотографии.
Связь? Не совсем понимаю, что значит, но думаю, что нет связи, т.к. картинки скачут постоянно, то глаз покажут, то дверь, то дерево... Думаю. должна быть какая-то система. Одна тема, плавно переходящая в другую и т.д.
В общем, у меня получилось немного негативное высказывание ))) Но я сделала для себя уже давно такие выводы насчет этой методики. Я совсем ее не отрицаю, можно использовать те же картинки/презентации, но прежде подумать, насколько это сейчас нужно малышу.
Не знаю, насколько правильно/неправильно я ответила, буду рада, если направить на верный путь )))

Отредактировано Наталья (2011-10-10 00:24:40)

0

32

Наталья написал(а):

Сначала меня очень заинтересовала методика Домана. Но потом, чуть более вникнув, я отказалась использовать ее.
Я считаю, что показывая карточки ребенку, не научишь его читать. Т.е. ребенок запоминает просто символы, а когда уже может говорить, просто проговаривает то, что слышал от родителя, когда видел тот или иной "символ". И потом, обязательное условие на карточке - это отсутствие лишнего. Но ведь в жизни так не бывает. Не может крыша быть без дома, или глаз сам по себе.

Наверное, Вы пытались научить ребенка читать не по методике Глена Домана. Методика обучеения чтнию Глена Домана выстроена правильно. Прежде чем показать ребенку карточку со словом, он рекомендует ввести это понятие в процессе изучения базы знаний путем демонстрации битов (чанков). Таким образом, когда ребенок видит символы и слышит произнесенное при этом слово, он уже знает, что стоит за этим словом. Это же касается и смысловых рядов. http://www.kid.ru/rebenok/doman317.php
Отустствие лишнего на карточке тоже оправдано. Это требование к такой качественной характеристике единицы информации как чистота - отсутствие шума. Прежде чем показать часть объекта, он рекомендует показать весь объект. Название частей объектов ребенок тоже должен знать. С этой стороны в его методике все в полном порядке.

0

33

Наталья написал(а):

Как посмотрела на темы существующих презентаций по Доману, получается мы навязываем ребенку многие слова, изображения разных предметов. достопримечательностей и т.д. Получается не соответствует целесообразности, мы не можем знать, пригодится ли ребенку то или иное "знание", которое мы пытаемся дать ребенку. На примере, найденных презентаций:
знание всех городов мира (если он только не собирается стать географом, хотя и ему не думаю, что нужна эта инфа, и опять же, мы не можем знать, какую профессию выберет наш ребенок),
название всех внутренних органов человека (если не собирается стать врачом, хотя и здесь есть свои нюансы)
и т.д.
Насчет полноты не уверена, правильно ли я поняла. что это такое. Думаю, не соответствует также. Я это понимаю так. Например, видим глаз на картинке, появляются вопросы у ребенка, что это, где бывает, и т.д. Я не понимаю, как можно объяснить это.  По мне, проще показать это не отдельно, а на лице человека или морде у зверя, пусть даже и на фотографии.

На счет полноты Вы правы. Вот набор областей знания, которые предлагает для изучения Глен Доман:
"Мы разделили все существующие области знаний на десять разделов:

Биология
История
География
Музыка
Искусство
Математика
Анатомия человека
Общие знания
Язык
Литература "

  Не хватает астрономии,  физики,  химии, ботаники, геологии, логики, развития воображения.  Полноты нет. Связи между дисциплинами тоже нет. Скорее всего, дисциплины слепо взяты из программы гуманитарного учебного заведения.

0

34

Наталья написал(а):

Связь? Не совсем понимаю, что значит, но думаю, что нет связи, т.к. картинки скачут постоянно, то глаз покажут, то дверь, то дерево... Думаю. должна быть какая-то система. Одна тема, плавно переходящая в другую и т.д.
В общем, у меня получилось немного негативное высказывание ))) Но я сделала для себя уже давно такие выводы насчет этой методики. Я совсем ее не отрицаю, можно использовать те же картинки/презентации, но прежде подумать, насколько это сейчас нужно малышу.
Не знаю, насколько правильно/неправильно я ответила, буду рада, если направить на верный путь )))

Связи, действительно, не наблюдается. Но это лучшее из того, что есть. Лично мне подход Глена Домана очень нравится. Мелкие недостатки методики легко устраняются. Однако, системой ее тоже нельзя назвать, поскольку ее цель - всего лишь расширение возможностей ребенка. Это прекрасно, это необходимо, но недостаточно. Если дети, подготовленные по его методики не попадают в институт Эвана Томаса, то они быстро утрачивают бОльшую часть того, что приобрели в процессе обучения по его методике. Конечно, они будут превосходить своих сверстников, не получивших такой подготовки, но они будут проигрывать тем, кому повезло продолжить обучение в институте.  Сама по себе методика Глена Домана системы не образует. Она образует систему только в совокупности с институтом Эвана Томаса. Говорят, многие выпускники этого института стали нобелевскими лауреатами. Если это и является целью (провозглашенной или по умолчанию), то методка Домана+институт Эвана Томаса - система, причем лучшая из известных на сегдняшний день.
Методика Домана-Мониченко лишена продолжения, которое есть у методики Домана, поэтому не является системой.

0

35

Спасибо, по-другому взглянула на методику Домана.
А что Вы скажете про Сесиль Лупан? Ее методика основана на методике Домана, но более проще, креативнее что ли.

0

36

Наталья написал(а):

Спасибо, по-другому взглянула на методику Домана.
А что Вы скажете про Сесиль Лупан? Ее методика основана на методике Домана, но проще, креативнее что ли.

Методика Сесиль Лупан, на мой субъективный взгляд,  алгоритмичнее и мягче, чем методика Глена Домана.
Лупан дополнила методику Домана историей Франции, причем, в очень удачной форме- форме песенки про королей.  Принципиальных отличий я не усмотрел. Дети, подготовленные по ее методике, идут в обычную школу, где их сплющат в первые три года учебы.  Для того, чтобы методика Сесиль Лупан  стала системой, она должна получить продолжение сначала в с начальной и средней  школе, а потом в вузе.
Что думаете о подходе Марии Монтессори?

0

37

Родитель  создает развивающую среду для ребенка, помогает ребенку развить свою индивидуальность, найти самому нестандартное решение.
Не знаю, что именно, пока еще не разобралась, но мне кажется, чего-то все-таки не хватает в этой методике. Думаю, что ребенка надо все равно направлять как-то, а не давать полную свободу действий. Еще не очень понравилось, что методика не ставит своей целью научить ребенка читать и писать.
И думаю, что методика Монтессори должна иметь продолжение в школе, а не только садик/игровая группа Монтессори.
А вот вариант разделения игрушек на зоны мне понравился. Я разделила часть игрушек, больше всего нравится музыкальная зона доченьке. )))

0

38

Наталья написал(а):

Родитель  создает развивающую среду для ребенка,

Понятие «развивающая среда» - пустышка.  Среда может быть благоприятной или не благоприятной для существования или деятельности, а развивающей быть не может.  Развитие, в самом широком смысле слова, - это приобретение качеств, повышающих выживаемость, эволюционную эффективность.  Развивают педагоги, родители, тренеры, побуждающие  ребенка к целесообразной деятельности.

Наталья написал(а):

помогает ребенку развить свою индивидуальность,

Врожденной индивидуальности у ребенка нет. Она приобретается в процессе общения с себе подобными.  Если ребенок общается с людьми, то берет от каждого из них то, что кажется ему наиболее ценным. У одних – смелость, у других – скромность, у третьих – систему ценностей, у четвертых – эмоциональную реакцию, слова, фразы, привычки.  У меня была одна трехлетняя  ученица, которая любила накручивать волосы на палец.  Водила ее на занятия няня. Мы с няней дружно пытались отучить ребенка от этой привычки, которая могла превратиться в навязчивое действие. Слова помогали мало. Однажды я пригласил няню  с воспитанницей на конкурс «Бакалибрики».  Няня  задумалась , и , накручивая  волосы на палец, спросила о месте и времени проведения конкурса. Когда я обратил ее внимание на ее руку, няня смутилась и рассмеялась. Ни няня ни ее воспитанница не осознавали своих действий, все было на уровне подсознания - у няни действие, а у воспитаннцы - копирование.
Если ребенок общается с животными, то приобретает индивидуальность того вида животных, которые с ним общаются: http://www.regnum.ru/news/769355.html
Если ребенок ни с кем не общается , то не приобретает никакой индивидуальности.
«Недавно подобный случай произошел и в Соединенных Штатах - девятилетняя девочка была заточена в туалете. Ее телесное развитие соответствовало развитию ребенка двух с половиной лет, а умственное развитие было равно нулю. Естественно, что она не умела говорить и являлась полной идиоткой. Такая же участь могла ждать Леонардо, Шекспира или Эдисона, попади они в подобные обстоятельства». (Глен Доман) http://www.kid.ru/rebenok/doman312.php#P3001

Наталья написал(а):

найти самому нестандартное решение.

Для того, чтобы найти нестандартное решение задачи, необходимо знать все стандартные решения всех задач и уметь отступать от стандартов.  Этому и учит теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). На это обучение уходят годы.  Не все, даже обученные взрослые на это способны, а методика  Монтессори ожидает таких подвигов от ребенка, да еще с умственной отсталостью.  Это блеф.

Наталья написал(а):

Не знаю, что именно, пока еще не разобралась, но мне кажется, чего-то все-таки не хватает в этой методике. Думаю, что ребенка надо все равно направлять как-то, а не давать полную свободу действий.

Направлять надо прямёхонько к той цели, которую он сам выберет, ознакомившись с минимальной базой знаний.

Наталья написал(а):

Еще не очень понравилось, что методика не ставит своей целью научить ребенка читать и писать.

У Марии Монтессори был умственно отсталый сын. Свою методику она разрабатывала для реабилитации детей с такими проблемами.
Скорее всего, попытки научить таких детей читать и писать не увенчались успехом, поэтому эти предметы и были изъяты из программы.

0

39

Не все, даже обученные взрослые на это способны

согласна. я вот чем больше вас читаю, тем больше понимаю, что мне еще тренироваться и тренироваться )))

Если не ошибаюсь, методика Домана тоже была разработана для умственно отсталых детей.

У меня были сомнения насчет методики Монтессори, как и насчет других. Я уже давно и много читаю про разные методики, вроде уже сделала какие-то выводы для себя, а сейчас вот снова в заблуждении.

0

40

Наталья написал(а):

Если не ошибаюсь, методика Домана тоже была разработана для умственно отсталых детей.

Не совсем так. Глен Доман - бывший военный врач. После второй мировой войны он занялся реабилитацией детей с поражениями головного мозга в результате травмы. Это не совсем то, что называется умственной отсталостью. Они даже разработали операцию по удалению одного из полушарий головного мозга травмированного ребенка. В некоторых случаях удаление полушария - единственный способ спасения жизни. Глен Домамн разработал методику посттравматической  реабилитации детей. Он обратил внимание на то, что дети с удаленной частью мозга, или даже с удаленным полушарием, после некоторого времени тренировок по его методике, начинают опережать в интеллетуальном развитии своих здоровых свертстников. Тогда они задали себе вопрос: "Что же такое мы делаем со здоровыми детьми, у которых два полноценных полушария головного мозга, что они отстают от детей с удаленной частью мозга или даже целого полушария?". Оказалось, что дело в формах и методах обучения по общеобразовательным программам. Их надо срочно менять. Если Вы обратили внимание, на обложках его книг есть надпись "Ласковая революция". Он реально ее делает. Но ласковой революции противостоит не очень ласковая контрреволюция в виде чиновничье-бюрократического аппарата общеобразовательной системы. Так обстоят дела не только в РФ. В США, Германии, Фарнции картина такая же. Исключение составляют Сингапур и Япония. Там, кажется, ласковая революция имеет успех.

Что думаете относительно Вальдорфской школы?

0

41

Честно сказать, я не особо изучала эту методику, слышала, но не вчитывалась в нее. Насколько я поняла, они пытаются развивать два полушария. Но что-то не хватает у них, и опять же - нет продолжения после школы.

0

42

Наталья написал(а):

Честно сказать, я не особо изучала эту методику, слышала, но не вчитывалась в нее. Насколько я поняла, они пытаются развивать два полушария. Но что-то не хватает у них, и опять же - нет продолжения после школы

1. Целесообразность.
"Идея свободы - конечная цель школьной педагогики - мировоззренческое, социальное и профессиональное самоопределение каждой отдельной личности, в контексте культурного осознания своей индивидуальной свободы и ответственности".
http://waldorf.samara.ru/waldped/obosnped.php
То есть, вальдорфская педагогика уходит от решения вопроса целесообразности. Она предлагает ребенку самому выбрать философскую систему, профессию, и взять на себя ответственность за что ни будь. Вальдорфская школа ориентирована на процесс, цели нет никакой.  Это, на мой взгляд, является следствие того, что она опирается на устаревшую, ошибочную философскую позицию Рудольфа Штайнера, работы которого датируются 1919 годом.
Человека они рассматривают как совокупность головы, туловища и конечностей. То есть как куклу. Это нарушение системного подхода. Кровесносная и нервная система пронизывают и голову и туловище и конечности. Это напоминает мне эпизод из фильма "Полосатый рейс", в котором повар делает доклад о тиграх: "Тигр состоит из спины, грудинки, окорока и потрохов".
Полнота.

"В качестве основного метода познания используется почти исключительно личное чувственно-сверхчувственное переживание в противовес якобы негодной науке, требующей логики, техники, анализа и эксперимента".

http://ru.wikipedia.org/wiki/Вальдорфское_образование
То есть, из программы исключены все стоставные части интеллекта - логика,  база знаний, воображение.
Трудно такую программу упрекнуть в полноте.
Свзи.
Какие-либо связи между дисциплинами программы,  при отсутствии целесообразности и полноты, мы вряд ли обнаружим.
Вывод: Системы нет.
Что думаете о методике  Зайцева?

0

43

Здравствуйте!
Возможно методика Зайцева и помогает  научить ребенка читать, считать, говорить на английском языке, но для чего все это нужно? Что бы в школе было комфортнее?
И учился не хуже других? Нет цели - нет системы.

0

44

Натаliya написал(а):

Здравствуйте!
Возможно методика Зайцева и помогает  научить ребенка читать, считать, говорить на английском языке, но для чего все это нужно? Что бы в школе было комфортнее?
И учился не хуже других? Нет цели - нет системы.

Абсолютно с Вам согласен.

0

45

Что думаете о методике  Зайцева?

творческое мышление не развивает и как уже написали, цели нет у методики. И продолжения тоже нет.

0

46

Наталья написал(а):

творческое мышление не развивает и как уже написали, цели нет у методики. И продолжения тоже нет.

И опять нечего возразить. Что думаете о программе для детских садов "Успех"?

http://www.prosv.ru/umk/doshkolka/info.aspx?ob_no=26734

Текст программы пока скачать не удалось. Но можно кое-какие выводы сделать, прочитав разделы программы, вынесенные на обложку книжки.

0

47

на первый взгляд все есть, но присмотревшись, заметила, что нет последовательности, программа не полная, много и много чего не хватает в ней.
У меня открылся текст, буду изучать, позже отвечу еще.

0

48

Добрый день! хотела записаться на заочный семинар.
Что для этого необходимо?
Скажите, на какой возраст рассчитанна ваша методика? если старший сын уже в первом классе - поздно начинать? Или есть материалы и для более старших деток?
младшему  - 3 года :)

0

49

Alena написал(а):

Добрый день! хотела записаться на заочный семинар.
Что для этого необходимо?
Скажите, на какой возраст рассчитанна ваша методика? если старший сын уже в первом классе - поздно начинать? Или есть материалы и для более старших деток?
младшему  - 3 года

Здравствуйте, уважаемая Алена! Вы уже записались на семинар, уже участвуете в нем.
Методика рассчитана на детей от 0 до 16 лет. Начинать можно в любом возрасте. Материалы одинаковы для деток всех возрастов. Цель этих материалов -  сформировать у ребенка двигательные, речедвигательные или мыслистельные навыки, которые ему понадобятся в творческой деятельности, помочь ему стать творческой личностью.  Если ребенок начинает не с нуля, то мы определяем, каких навыков у него не хватает и начинаем их вырабатывать.
Сейчас мы заняты оценкой существующих образовательных подходов с позиций системности. Любая система должна быть целесообразной, полной, не должна содержать ничего лишнего и все ее составные части должны быть функционально связаны - должны работать на ту цель, ради достижения которой система созадвалась. Было бы неплохо, если бы Вы прочитале все предыдущие сообщения этого семинара.

0

50

Мне удалось найти проект программы «Успех», датированный 2009 годом. Будем оценивать его. Потом внесем поправки в свои оценки, если сама программа будет сильно отличаться от проекта.
1. В явном виде цель не обозначена. О ней можно догадаться из следующей цитаты из пояснительной записки:

«Программа определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет,  обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической  готовности к школе,  и является программным документом, на основе которого каждое дошкольное образовательное учреждение (группа) самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образовании»
   То есть, цель программы – достижение готовности ребенка к общеобразовательной школе. У общеобразовательной школы нет цели, значит и у программы «Успех» цели тоже нет.
Отсутствие цели определяет сумбурный набор дисциплин:
1. Здоровье.
2. Физическая культура
3. Социализация
4. Труд
5. Безопасность
6. Чтение художественной литературы
7. Коммуникация
8. Познание
9. Музыка
10. Художественное творчество.
Причем список дисциплин сделан с логическими ошибками. Программа здоровья должна содержать физическую культуру, а они рядоположены. Так же обстоят дела с социализацией и коммуникацией – социализация содержит коммуникацию как часть. Многообещающе звучит  «художественное творчество». Посмотрим, что за этим стоит:

«В рисунке и  лепке выразительно  передает то, что для него (мальчика или девочки) интересно или эмоционально значимо, отражая  характерные признаки: очертания формы, пропорции, цвет. Самостоятельно находит в окружающей жизни, художественной литературе и природе простые сюжеты для изображения . Проявляет интерес к истории народных промыслов. Испытывает чувство уважения к труду народных мастеров и гордится их мастерством».
В программе за  художественное творчество выдается  отражение формы, пропроций и цвета в лепке и рисунке. Они путают репродуктивные формы деятельности с творческими. Творчество – это созидание нового. А здесь новизны даже не обещают. Программа чтения ограничивается только художественной литературой. Автор литературного произведения имеет право на вымысел. То есть, художественная литература, не отвечает критерию качества информации «истинность». Значит,  в детских садах наших детей планируется кормить не очень качественной информацией. Развития воображения нет, логики нет, развития речи нет. Значит, программа «Успех» направлена не на развитие интеллекта. Хорошо, если это просто ошибка авторского коллектива. Хуже, если это государственный заказ на отупление основной массы населения.  Интеллектуально недоразвитые люди – лучшие покупатели, лучшие потребители, лучшие исполнители. 
Вывод: Программа для детских садов «Успех» не отвечает критериям системности. Придется нам самим выстраивать систему образования наших детей.

0

51

Я не осилила прочитать и несколько страниц, слишком много текста и, по-момему. слишком много "воды" там.
Системы нет никакой у них, не увидела я и последовательности в преподаваемых предметах.

Программа здоровья должна содержать физическую культуру

я тоже сразу обратила внимание на это и задалась вопросом, почему они выделили отдельно физ. культуру?

0

52

Итак, мы выяснили, что требованиям системности не отвечает ни одна из известных методик.  Придется нам самим выстраивать образовательную систему для своих детей. 

Начнем с целесообразности.
Цель - это результат, который должен быть получен. Что можно считать результатом образовательной системы? Прошу высказываться.

0

53

До сих пор я считала, что получить образование - это приобрести объем знаний, опыт выполнения определенной деятельности, навыки общения.

0

54

Шарипов Р.Х. написал(а):

Теперь давайте попытаемся оценить наиболее популярные методики с этих позиций. Ответим на два вопроса:
1. Является ли методика системой.
2. Продвигает ли данная методика (если она является системой) нас к нашей цели - формированию творческой личности нашего ребенка?

Хочется узнать Ваше мнение о методе Шичиды.

0

55

chergalka написал(а):

Хочется узнать Ваше мнение о методе Шичиды.

Методика Макато Шичиды рассчитана на детей от 6 месяцев до 6 лет. С методологической стороны, судя по тем скудным сведениям, которые можно отыскать в Интернет, она безупречна.  В вузах Японии изучают ТРИЗ и другие методы технического творчества и обеспечения качества. На предприятих работают кружки качества, лучшие предприятия получают премию Деминга, выдаваемую за достижения в деле повышения качества выпускаемой продукции.
Если в школах Японии методика Макато Шичиды получает продолжение, то мы имеем дело с такой системой, которой можно только позавидовать.
Наверное, настало время изучать японский язык.

0

56

Шарипов Р.Х. написал(а):

Цель - это результат, который должен быть получен. Что можно считать результатом образовательной системы? Прошу высказываться.

Реультат идеальной образовательной системы-идеальное общество?

0

57

Цель - это результат, который должен быть получен. Что можно считать результатом образовательной системы? Прошу высказываться.

по-моему. у нашей образовательной системы нету цели, получается тогда и результата нет.

0

58

Натаliya написал(а):

Реультат идеальной образовательной системы-идеальное общество?

Если Вы под идеальностью понимаете совершенство, то Вы абсолютно правы. Самарский вариант ТРИЗ (ТРИЗ-2009) под идеальностью (вслед за Г.С.Альтшуллером - автором классической ТРИЗ) понимает беззатратность. Под совершенством же в  ТРИЗ-2009 понимается высший уровень эволюционной эффективности (красоты), которая включает в себя, кроме беззатратности (идеальности) еще и максимальную активность, предельную защищенность и полную гармонию (бесконфилктность). Результат совершенной образовательной системы - совершенное (красивое, эволюционно эффективное) общество.  Результат не достижимый в реальности, но указывающий правильное направление движения. Как маяк, компас, путеводная звезда.

0

59

Наталья написал(а):

по-моему. у нашей образовательной системы нету цели, получается тогда и результата нет.

Вы правы, с некоторым уточнением:  Наша общеобразовательная система нацелена на процесс, а не на результат. Если нет установки на результат, который должен быть получен (на цель), то нет главного признака системности - целесообразности. Кроме тогоо, нет и функциоанобной связи между дисциплинами,  а значит она называется системой не заслуженно.

0

60

chergalka написал(а):

До сих пор я считала, что получить образование - это приобрести объем знаний, опыт выполнения определенной деятельности, навыки общения.

Это верно  в рамках тоталитарного общества, в котором цели перед каждым человеком ставит Вождь. Дело пешек в Его игре - выполнять определенный Им вид деятельности, ради которого строится образовательная программа, дающая ровно столько знаний, сколько необходимо для выполнения этой деятельности-не больше и не меньше. Проявление самостоятельности мышления называется диссидентсвом, инакомыслием и преследуется силовыми органами вплоть до расстрела. В 1922 году таких людей сажали на пароход и отправляли за границу без права возвращения на родину.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Философский_пароход  :
"Среди высланных летом—осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наиболее высокий процент составили преподаватели вузов и в целом лица гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи — 45, профессора, педагоги — 41, экономисты, агрономы, кооператоры — 30, литераторы — 22, юристы — 16, инженеры — 12, политические деятели — 9, религиозные деятели — 2, студенты — 34."

0


Вы здесь » Форум сайта "Бакалибрики" » Основной форум » Заочный семинар по ТРИЗ-педагогике